Храм в честь Казанской иконы Божией Матери с.Новая Усмань - Рождественский (Филиппов) пост (с 28 ноября по 6 января)
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Рождественский (Филиппов) пост (с 28 ноября по 6 января)

08 Декабрь 2011

Этот пост установлен ко дню Рождества Христова, чтобы мы очистили себя в это время покаянием, молитвой и постом и с чистым сердцем встретили явившегося в мир Спасителя. Иногда пост этот называют Филипповым, в знак того, что он начинается после дня празднования памяти апостола Филиппа (27 ноября). Устав о пище в этот пост совпадает с уставом Петрова поста до дня святителя Николая (19 декабря). Если праздники Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря) и святителя Николая выпадают на понедельник, среду или пятницу, то разрешается рыба. От дня памяти святителя Николая до предпразднества Рождества, которое начинается 2 января, рыба разрешается только в субботу и воскресенье. В предпразднество же Рождества Христова пост соблюдают также, как в дни Великого Поста: рыба возбраняется во все дни, пища с маслом разрешается только в субботу и воскресенье. В навечерие Рождества (сочельник), 6 января, благочестивый обычай требует не вкушать пищи до появления первой вечерней звезды, после чего принято вкушать коливо или сочиво — вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом, в некоторых местностях сочивом называют отварные сухие плоды с сахаром. От слова "сочиво" и происходит название этого дня — сочельник. Сочельник есть еще и перед праздником Крещения Господня. В этот день (18 января) также принято не вкушать пищи до принятия Агиасмы — крещенской святой воды, освящать которую начинают уже в сам день сочельника.

-------------------

 

Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других — несколько больше. Об этом свидетельствует его разделение в древних типиконах на менее строгую первую часть и более строгую вторую, которая длится неделю. На соборе 1166 года, который состоялся при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле, всем христианам было положено хранить пост пред праздником Рождества Христова 40 дней.

Рождественский пост нужен для приготовления к празднованию Рождества Христова. "Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий", — пишет святитель Лев Великий. По его словам, как Господь ущедрил нас плодами земли, так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным.

О цели поста нам напоминает святой Симеон Фессалоникийский: "Пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти".

Об этом же свидетельствуют и Богослужения поста. В Уставе описаны их отличия от служб, совершаемых в периоды, когда поста нет. Однако на практике по уставу служат разве что в монастырях. Как же может прихожанин обычного городского или сельского храма почувствовать приближение Рождества Христова?

На Рождественский пост приходится память многих ветхозаветных пророков: Авдия, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея и Даниила. Все они предсказывали, что настанет день, когда в этот мир придет Спаситель, чтобы избавить людей от тирании греха и смерти.

Так, в книге пророка Даниила повествуется о том, как царь Навуходоносор видел сон, который взволновал его, но который он никак не мог вспомнить при пробуждении. Царь собрал своих мудрецов и велел им не только напомнить сон, но и объяснить его значение. За неисполнение приказа грозного повелителя они могли лишиться жизни. Даниил жалел их и усердно молился, чтобы Господь открыл ему, что видел во сне царь, и как понять этот сон. Даниилу позволили говорить с Навуходоносором, и он сказал, что видел царь истукана с золотой головой, серебряной грудью, медным туловищем и глиняными ступнями. Внезапно от ближайшей горы оторвался камень и, набирая скорость, ударил истукана. Тот не просто свалился, а разлетелся в прах, осталась от него одна пыль. Камень, казавшийся сначала маленьким, становился все больше и больше и в конце концов наполнил всю землю.

Этот камень — прообраз Христа, Который разрушит все предшествующие царства, величие которых держалось на богатстве, власти и угнетении. Придет конец и "князю мира сего", и его владычеству над миром. Христос станет краеугольным камнем нового царства — духовного, которое из малого станет большим и сильным. То, что камень без постороннего вмешательства оторвался и сокрушил истукана, стало прообразом рождения Христа от Девы. Кончается этот сон предсказанием Даниила о грядущем Новом Царстве, которое не будет никем разрушено, не пострадает при смене поколений, не достанется завоевателю — будет вечным, как вечным будет и его Царь, и все верные Ему.

В предпоследнее и последнее воскресенья Рождественского поста богослужение посвящено воспоминанию Святых Праотцев и Святых Отцов — всех тех праведников, которые жили на земле до Рождества Христова и с нетерпением ожидали этого события.



назад к списку новостей