Храм в честь Казанской иконы Божией Матери с.Новая Усмань - 1025-летие Крещения Руси в Казанском храме
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

1025-летие Крещения Руси в Казанском храме

04 Август 2013

Божественную литургию совершил 28 июля, в день памяти равноапостольного  великого князя Владимира и 1025-летия Крещения Руси настоятель Казанского храма иерей Алексий Воронин совершил Божественную Литургию. Алтарник Сергей Цыков зачитал перед собравшимися новоусманцами Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви архипастырям, клиру, монашествующим и мирянам в связи с 1025-летием Крещения Руси. По окончании Литургии  отец настоятель произнес проповедь на тему воскресного Евангельского чтения об исцелении Господом Иисусом Христом двух Гергесинских бесноватых.
 
Беседа на дневное Евангельское чтение

настоятеля Казанского храма иерея Алексия Воронина

 

Самым первым из Ангелов, или первозданным, считается Ангел Денница, сотворенный Богом. Старейший и святейший из Ангелов, Денница, был предстателем перед Богом от всего Ангельского мира, посредником и проводником славы Божией в среду подчиненных ему духов, и владыкой низших сил небесных. Но вот совершенно неожиданно последовало разделение общества Ангелов, ибо произошло отпадение многих из них от Божественной любви в самолюбие, или в самоугождение, в желание служить себе. Таким образом, часть членов Небесной Церкви утратила в себе образ Божий, заключавшийся в жизни любви или в стремлении служить Богу. Через это образовалась враждебная Богу область жизни духов – самолюбивая, злобная. Эти падшие духи, сообразно свойству их, наименованы демонами.

Тогда предводитель Сил Небесных Архистратиг Михаил собрал вокруг себя легионы Ангелов, оставшихся верными Богу и произнес: «Никто как Бог!», – обращаясь с этим призывом ко всем ангелам. Этими словами он показал, что признает только одного Единого Бога, Творца и Властителя всей вселенной. Борьба была трудной, но силы добра победили, и Денница был свергнут с неба со всеми своими последователями в преисподнюю. А Архангел Михаил утвердился как вождь всего ангельского мира, верного Богу. С тех пор в руках архистратига меч, потому что сатана, свергнутый с неба, не успокаивается. Падшим ангелам пресечена возможность проникать в высшие области мироздания и, поэтому, всю свою злобу они устремили на людей, и в первую очередь на верующих в Бога. Святые отцы говорили, что если бы не было бы бесов, то не было бы и святых.

Господь наш Иисус Христос, желая, чтобы род человеческий был спасен, чтобы освободились мы от всех мирских уз, избегли геенны и достигли Небесного Царства, и Сам и через святых Своих апостолов и пророков предуведомляет о теснотах и скорби в веке сем, и учит нас не искать себе упокоения в настоящем, говоря: В мире скорбни будете (Ин.16:33).

Подобно этому и апостолы говорят, что многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Божие (Деян.14:22). Для того скорби и страдания всех святых, а также и собственные Свои страдания домостроительственного воплощения, какие претерпел Он за нас, грешных, передал нам письменно, чтобы научить нас, что желающему спастись невозможно настоящую жизнь провести в покое или быть в мире сем без искушений и скорбей, потому что ни избегнуть наказания, ни достигнуть Царствия и насладиться вечными благами никто не может без искушений и скорбей.

Апостол Павел призывает людей вести борьбу против врагов человечества – духов злобы поднебесной. Эти падшие ангелы, которые не сохранили своего достоинства, но оставили свое жилище и стали бесами, с самого начала возненавидели людей, при помощи коварства и соблазнов пытаются каждого человека ввести в грех.

Бог соблюдает их в вечных узах, под мраком, на суд великого дня (Иуд.1:6). Но некоторым из них попускает искушать людей. Демоны чрезвычайно хитры, злобны и сильны. Бесы редко нападают на людей с открытой злобой. Большей частью они действуют лестью, обманом вовлекают в грехи под благовидным предлогом, обещая удовольствие. Лишь просвещенные благодатью подвижники распознавали и разрушали их козни.

«Бесы не знают нашего внутреннего состояния, сокровенных мыслей, желаний, намерений и замечают только их проявления, господствующие наклонности. Они издали вкладывают худые помыслы и смотрят, как те будут приняты. В ком замечают какие-либо слабые стороны, на них и действуют» (Св. Авва Матой).

Бес не станет предлагать человеку сразу то, что тому не нравится, но, начиная с малого греха, доходит до великого. Больше всего бесы действуют на наше самолюбие и плотские страсти, используя в своем арсенале «похоть очей, похоть плоти и гордость житейскую» (1 Ин. 2:16). Если кто не поддается прямым искушениям, на того диавол начинает действовать через испорченных людей, которые своим нравом, привычками, ласками под видом любви и дружбы, вовлекали бы в пороки. Не упускает случая диавол воспользоваться для своих целей обстоятельствами жизни человека. При благоприятных обстоятельствах он внушает человеку гордость, самодовольство, высокомерие, пренебрежение к другим, возбуждает стремление к роскоши и излишествам. При расстроенных обстоятельствах диавол к естественной человеческой скорби прибавляет свой яд ропота, уныния, утраты надежды, старается довести человека до отчаянья.

Для чего Бог попускает бесам искушать людей? Для испытания нашего произволения, для упражнения в добродетелях. Без борьбы с искушениями врожденное у человека стремление к добру было бы не твердо. Как учат святые отцы, бес, перед тем как вселиться в человека, подготавливает «почву». Главным способом их воздействия является внушение человеку своих мыслей под видом его собственных.

Делают они это очень осторожно, прилагая свои мысли к мыслям человека, чтобы не было заметно, как внушаемые ими помыслы вплетаются в человеческое сознание. Они постепенно приучают людей думать и желать всего только греховного, делая их подобными себе. Подчиняя разум и волю человека, бесы стремятся к овладению и его телом. Это становится возможным, когда благодать Божия не для погибели, а для наказания отходит от неисправимого грешника. Теперь бесы могут войти в его тело и управлять им. В особых случаях для вразумления и исправления Бог попускает иногда бесам вселяться и в верующего, церковного человека.

В прошлом веке в России жил такой человек — Николай Александрович Мотовилов. Был он духовным сыном и преданным помощником преподобного Серафима Саровского, одним из самых близких к нему людей. Однажды преподобный Серафим поведал ему о своей страшной борьбе с бесами в течение тех 1000 дней и ночей, когда он молился на камне. Николай Александрович, человек искренний и горячий, так вдохновился этим рассказом, что неосторожно воскликнул: «Батюшка, как бы и я хотел побороться с бесами!» Преподобный, зная, что может последовать за такими вызывающими словами, испуганно перебил его: «Что вы, что вы, ваше Боголюбие! Вы не знаете, что говорите!..»

После этого разговора прошло много времени. Уже не было на свете батюшки Серафима... Но легкомысленный, дерзкий вызов Мотовилова, попущением Божиим, был принят. Ему пришлось на себе испытать, как это бывает — когда бес вселяется в человека. Как-то Мотовилов среди своих бумаг нашел запись об исцелении бесноватой девицы, из дворян, у раки святителя Митрофана Воронежского. «Я задумался, — вспоминал Мотовилов, — как это может случиться, что православная христианка, приобщающаяся Пречистых и Животворящих Тайн Господних, и вдруг одержима бесом, и притом такое продолжительное время — 30 с лишним лет. И подумал я: вздор. Этого быть не может! Посмотрел бы я, как бы посмел в меня вселиться бес, раз я часто прибегаю к Таинству Святого Причащения!..»

В это мгновение страшное, холодное, зловонное облако окружило его и, как он ни стискивал уста, стало входить в его внутренности. Лед и смрад заполнили его изнутри. Рука его не в силах была подняться, чтобы сотворить крестное знамение; мысль не могла сосредоточиться на молитве. И с того дня начались его ужасные мучения. В течение трех дней он чувствовал, что горит в огне, но не сгорает. Несколько раз в сутки с него даже счищали сажу! Прекратилась эта дикая нечеловеческая мука только после исповеди и причастия Святых Христовых Тайн.

Сегодняшнее Евангельское чтение повествует о страданиях таких одержимых бесами людей, которых исцелил Сам Господь Иисус Христос. Полностью отрывок из Священного Писания приведен ниже:

И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем.

И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас.

Вдали же от них паслось большое стадо свиней.

И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней.

И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде.

Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми.

И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их.

Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.

Злые духи, находящиеся в одержимых ими людях, вышли на встречу к Спасителю, чтобы помешать Иисусу Христу распространять евангельское учение в стране Гергесинской, имевшей преимущественно языческое вероисповедание. Подтверждением мысли о том, что злые духи, находящиеся в бесноватых, вышли навстречу Спасителю чтобы помешать распространять Его учение в этой стране, является факт того, что злые духи, встретив Спасителя, тут же начали Его упрекать, указав на то, что «пришел Ты сюда прежде времени» (Матф.8:29), то прежде Страшного Суда, на котором все падшие ангелы будут подвергнуты  наказанию.

Описанные у Матфея бесноватые люди не проявляли своей воли, а находились под властью злых духов, и были опасны для общества. Поэтому бесноватых людей содержали вне общества и они селились за пределами селений. В данном случае там, где находились погребальные пещеры. На эту деталь местонахождения бесноватых и указал Матфей, когда сказал, что бесноватые вышли из «гробов». Такие пещеры ещё назывались гробами. По древнееврейскому обычаю умершего человека хоронили именно в пещере небольшого размера, выдолбленной в скале или естественно образовавшейся.

Таким образом одержимыми бесом людьми можно считать,  не только тех людей, в которых непосредственно действует бес, полностью подавляя естественную человеческую волю, но и тех людей, которых искуситель увлекает на путь греха и заставляет выполнять свою волю. Такого рода одержимыми можно считать людей, одержимых той или иной страстью — гордостью, прелюбодеянием, чревоугодием, сребролюбием, пьянством и другими страстями и пороками. Господь может попустить, чтобы бес вселился в человека, для его исправления и вразумления, чтобы человек пришел в себя и обратился к Истинному Богу. Поэтому, чтобы не попасть под действие бесовской силы, человек должен бороться со страстями, прибегая для этого к помощи Божией и святым Таинствам — Исповеди и Причастию.  Соблюдение заповедей Божиих, ежедневные молитвы, посещение храма, соблюдение узаконенных православной Церковью постов, среды и пятницы, стремление  к христианским добродетелям, таким  как смирение, терпение, добровольное перенесение скорбей помогут христианам всегда оставаться под покровом благодати Божией и защитят от нападений темных сил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



назад к списку новостей