Приближался праздник святой Пасхи. Со всех концов Палестиныбогомольцы стекались в Иерусалим. В это время повсеместнораспространился слух о воскрешении Лазаря. Сердца людей сжималисьот радостной надежды: быть может, Иисус из Назарета — долгожданныйМессия, Царь Израилев?
Господь в сопровождении учеников выехал из села Вифаниии направился вСвятой Град. С Елеонской горы Господь устремил свой взор на Иерусалим,вглядываясь в раскинувшийся внизу город, которому предназначено былостать Чашей Его Страданий. Толпы народа встречали Его, держа в рукахпальмовые ветви (вайи), приветствуя криками: “Осанна!”, что значит“спасение, радость, слава”. Вход Господень в Иерусалим символическиозначает Второе Пришествие Христа. В Своем Первом Пришествии на землюОн явил Себя человечеству как Искупитель и Спаситель; во Втором — придеткак Царь мира и Судия.
Вход Господень в Иерусалим является одним из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа; оно описано четырьмя евангелистами (см.: Мф. 21: 1–11; Мк. 11. 1–11; Лк. 19: 28–40; Ин. 12: 12–19). Торжественное прибытие Спасителя в Святой град накануне праздника Пасхи предшествовало Его Страстям и было осуществлением ветхозаветных пророчеств (в первую очередь Быт. 49: 10–11; Пс. 8: 2–3; Зах. 9: 9).
Воспоминанию этого события и посвящен один из основных церковных праздников, который в Православной Церкви включен в число двунадесятых. Он празднуется в воскресенье, непосредственно предшествующее пасхальному и открывающее собой Страстную седмицу, то есть включается в разряд переходящих.
Поскольку в символике и события Входа Господня в Иерусалим, и его литургического формуляра важное место занимают пальмовые ветви – вайи, этот праздник называют Неделей ваий. Святитель Амвросий Медиоланский толкует данное именование следующим образом: «Именно чрез масличное дерево, из коего происходит елей, умягчающий раны и врачующий болезни, означаются дела милосердия; а чрез крепкое финиковое дерево, ветвей которого оконечности белы, означается то, что после скорбей настоящей жизни мы преселимся в свет небесного отечества»[1]. В славянской традиции известно обозначение праздника еще и как Недели цветоносной, или цветной. На Руси в богослужебной практике пальмовые ветви традиционно заменяют ветвями вербы, отчего Неделя ваий носит также название Вербного воскресенья.
28 апреля. Вход Господень в Иерусалим
Праздничное богослужение в честь Казанском храме Новой Усмани
Торжественное праздничное богослужение состоялось в Вербное воскресенье в Казанском храме Новой Усмани. Многие новоусманцы пришли в храм с ветками вербы, символизирующими в наших широтах пальмовые ветви, которыми приветствовали иудеи Господа Иисуса Христа, шествующего в Иерусалим. Храм был полон молящихся. Среди прихожан, как всегда было много детей, в том числе учащиеся школы-интерната №1 г. Воронежа. Их радостные лица отражали общую атмосферу праздника. Дети прихода являются полноценными участниками богослужения: они молятся, участвуют в святых Таинствах. После богослужения для гостей из Воронежа состоялась праздничная трапеза и просмотр православного видеофильма.