Храм в честь Казанской иконы Божией Матери с.Новая Усмань - О молитве
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

О молитве

Молитва редко бывает лёгкой, без понуждения, без труда, без подвига. Если стать на молитву, начать молиться можно и без подвига, но во время самой молитвы идёт борьба с помыслами, и молитва не бывает бескровной, не бывает лёгкой. Только очень редко, когда Господь даёт благодать, тогда показывает нам, к чему мы можем придти, какая она может быть молитва, с тем, чтобы мы смирялись, не думали, что мы молитвенники. Прежде всего, надо сказать, что существует молитвословие и молитва. Молитвословие – это когда мы читаем утренние и вечерние молитвы, псалтирь, а молитвой собственно называется беседа души с Богом. Это то состояние души, когда душа ощущает нужду в Боге. Нужду не в том, что от Бога, а в Нём Самом. Когда жаждем не каких-то благ, ценностей или действий, а Самого Бога. Такое состояние бывает не часто, не каждый день, а если точнее говорить, то довольно редко. Но если этого не было бы, то мы не были бы христианами. Чтобы такое состояние возникло нужно много потрудиться в молитвословии, в исполнении заповедей с тем, чтобы наконец-то открылось наше сердце и соединилось с Господом. Нужно, чтобы наша душа пожелала сказать что-то Господу своё. Мы знаем, по крайней мере, четыре вида молитвы, кроме умной и высшей, хотя может быть и больше. 1. Прошение. Обыкновенное наше состояние. Встали на молитву, и будем просить что-то у Бога. Чего-то у нас нет, чего-то мы хотим, и вот мы чего-то просим, может быть для себя, может быть для других, может материального, может душевного, изменения отношений с кем-то, например, поссорились - надо помириться, попросить прощения, а то гордость такая, что не знаю, как это сделать. Душевных каких-то благ просим, чувств каких-то, переживаний добрых. Просим духовных благ - исполнения заповедей, понуждения, терпения скорбей, благодарения, радости и ещё чего-нибудь - это всё духовные потребности, нужды. То есть первый вид молитвы - это прошения - не самая высшая молитва. Так или иначе, она корыстная. Корысть здесь присутствует в той или иной степени, хотя совершенно бескорыстной молитвы быть не может. 2. Молитва покаяния. Это уже более живая молитва. Мы согрешили или вспомнили, или ощутили по какой-то причине свой грех и каемся. Мы обращаемся к Богу: "Господи, прости меня. Когда я согрешал, я не чувствовал всей глубины, всей мерзости и всех последствий, которые следуют за грехом. Теперь я начинаю чувствовать и мне горько, и мне тяжело. Я прошу: прости меня". А ещё может быть более глубокая молитва: "Господи, я вижу, как я оскорбил Тебя своим грехом. Я вижу, как я оскорбил Тебя, Любовь. Ты меня любил, жалел, Ты умер за меня, а я оскорбил Тебя непослушанием, нарушением заповедей, какими-то скверными действиями, которые осквернили меня и наши отношения". Конечно мы, как грешники должны всегда каяться - это основа нашей жизни. Мы должны пребывать в покаянии, в плаче, как святые отцы говорят, то есть в сокрушении сердца и видении себя грешником: "Грех мой предо мною есть выну" (Пс. 50), то есть грех всегда передо мною. 3. Молитва благодарения. Эта молитва выше, пожалуй, чем покаяние. Когда мы вместо того, чтобы просить что-то у Бога, благодарим за то, что уже имеем. Бывает, когда мы что-то попросим, получим, и тогда только благодарим. Но это не самый высший вид благодарения. Самый высший вид благодарения, когда мы благодарим Бога за скорби, за болезни, за отнятие каких-то благ, или чего-то, что мы имели. Или хотя бы благодарение Бога за то, что мы просто имеем. Ведь мы много чего имеем: вот человек унывает, у него какие-то неприятности, он расстроен, у него всякие переживания, не имеет того, что имеют другие. Как помочь такому человеку? Есть такой совет себе самому, прежде всего. С кем я больше всего общаюсь? - С самим собой. Кто больше всего нуждается в помощи? - это я, моя душа. Что можно сказать? Утром или вечером напиши кратко список всех благ, которые ты имеешь от Бога. Если спросить в чём мы нуждаемся, мы быстро скажем, а если спросить, что мы имеем сейчас, мы задумаемся: что я имею? Да ничего у меня нет, так? Бедный такой, несчастный, и нет у меня ничего почти что. А на самом деле это не так. Мы имеем много чего. Каждый сам пусть сообразит. Вот такой список, хотя бы небольшой, на страничку, того, что я уже имею и за что я благодарю Бога. А Он не мешает, а наоборот, помогает не унывать. И потом, когда мы напишем другой список того, что нам нужно, он окажется таким маленьким и незначительным по сравнению с тем, что мы уже имеем. Мы скажем: да ладно, Господи, мне и не надо уже больше ничего. Ты мне столько даровал, а я так редко благодарил Тебя за это. 4. Молитва славословия. Это ещё выше. Когда мы прославляем Бога за то, что Он есть. Церковь нас постоянно приучает славословить Бога. Все возгласы на ектеньях, вся литургия на 50% состоит из славословия: "Яко Твоё есть царство и сила, и слава во имя Отца и Сына и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь". А в обыденной жизни мы так когда-нибудь прославляем Бога за Его существование, за то, что вот Он есть? Церковь учит нас, она наша мать, но мы славословим редко. Это не является нашим стремлением. А если мы славословили Бога чаще, то нам бы жить было легче Как апостол говорит: "…всегда радуйтесь и непрестанно молитесь, за всё благодарите". Протоиерей Владимир Цветков
Назад к списку