Храм в честь Казанской иконы Божией Матери с.Новая Усмань - Святой благоверный великий князь Александр Невский.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Святой благоверный великий князь Александр Невский.

                         

                         Память святого благоверного великого  князя   

                               Александра Невского призывает всех русских людей

                    к самоотверженному служению родной земле

                                    в нерушимом согласии, при котором только и может

                                успешно строиться великое государственное дело.

     Святой Александр Невский, сын великого князя Ярослава Всеволодовича, родился 30 мая 1219 года в городе Переяславле-Залесском, где в то время княжил удельным еще князем его отец. Отец святого Александра Невского был, по отзыву современников, кроткий, милостивый, благочестивый князь. Мать, княгиню Феодосию, за ее благочестие и подвижничество, еще при жизни называли святою княгиней. Святой князь Александр вырос в благочестивой семье, и был, по выражению церковного песнопения, «багочестивого корене пречестная отрасль».

     Воспитание его шло по благочестивому укладу тогдашнего русского быта: обучение по Евангенлию и Псалтири постоянно удерживало мысль в сфере высоких образов общения с Богом, а приучение к ратному делу развивало и закаляло физическую мощь.

     Обстоятельства жизни рано призвали святого князя Александра к государственной деятельности и поставили у кормила правления народом. Ярослав Всеволодович принял предложенный ему Новгородский стол и переехал в Новгород, но не мог ужиться в вольнолюбивом городе, и, «разгневавшись» на непокорных новгородцев, вернулся в Переяславль, а в Новгороде, на попечении бояр, оставил двух сыновей – Феодора и Александра. В 1233 году княжич Феодор скончался и в Новгороде остался один Александр. А через 5 лет, в 1238 году, когда Ярослав Всеволодович принял великое княжение, Александр Ярославич стал Новгородским князем и начал свое государственное служение русской земле, имея от роду 19 лет.

     Политическое положение того времени для русской земли было крайне тяжелое. Началось так называемое татарское нашествие. Несчастная для русских князей битва с монголами на реке Калке в 1224 году повергла всю русскую землю в печаль на целых 200 лет.

     Но нашестивие монголов не было бы столь ужасно для русских, если бы в самой русской земле не было бы разъедающей ее язвы – отсутствия согласия между собой. Как говорит древнее сказание: «Ни един же от князей русских не поиде на помощь друг другу…».

     Беда не приходит одна. Несчастья приходят семьею. Разоренная и побитая с юго-востока, русская земля стала перед неменьшей опасностью с северо-запада. Здесь, пользуясь ослаблением Руси татарами, стали теснить ее шведы немцы и литовцы. Опасность тем более была велика, что отсюда грозило Руси не только поглощение ее политической самостоятельности, но и православной веры. Римский папа Григорий IX уже 2 года призывал народы германского племени к ополчению на православную Русь.

     Юный Новгородский князь, зорко следивший за врагом, занялся в предвидении опасности укреплением своих границ, строя крепости по реке Шексне. С женитьбою в 1239 году на дочери Полоцкого князя Брячислава он приобрел себе, хотя и не сильного, но дорогого союзника перед грядуею опасностью. Как это бывает, война началась прежде, чем система защиты была осуществлена. Но здесь враги русской земли встретили в лице князя Александра достойный могущественного русского народа отпор. Битвы и победы на Неве в 1240 году над шведами, на Чудском озере в 1242 году над ливонскими немцами, далее над литовцами во многих встречах в 1242-1245 годах покрыли молодого князя неувядаемою славой.

     Когда шведы под предводительством Биргера расположились грозною армадой на Неве и послали князю Александру гордый вызов на бой, он не стал дожидаться, пока стянуты будут все военные силы земли, и с небольшою храброю дружиной неожиданно налетел на неприятельский стан и разбил его одним ударом, причем лично врезался в середину сечи и своим копьем «наложил печать» на лицо Биргера.

     Битва с ливонскими немцами вызвала тщательную подготовку и особенную тактику боя. Когда закованные в доспехи рыцари железным клином бросились на русское войско, князь Александр противопоставид другое построение рати: он замаскировал центр и все силы перевел на оба крыла, которыми и раздавил неприятеля.

     Литовцев же он разбивал по отдельным отрядам, не допуская их соединения в одну грозную силу.

     При всех воинских своих делах святой князь прибегал к горячей молитве о помощи Божией, и Бог помогал ему. Эти победы князя Александра имели для русской земли огромное историческое значение, так как отстояли и веру, и народность.

     Не добившись покорения православной Руси силою оружия, римское папство обратилось к иной тактике – сочувствия и участия. Папа Иннокентий IV в 1252 году отправляетк князю Александру посольство с предложением искать спасения в латинстве, с обещанием считать его «наилучшим между католическими государями», на что получает достойный ответ крепкого русского православного человека: «от Адама и до потопа, от потопа до разделения народов, от разделения народов до Авраама, от Авраама до прошествия Израиля через Чермное море, и от исхода израильтян до Давида царя… до Христовых страданий и воскресения, и от воскресения и восшествия на небеса до царствования Константина, до 1-го и до 7-го собора,- все это хорошо мы сами знаем и от вас учения не требуем».

     Однако, победоносное отражение врагов с северо-запада не обеспечило князю Александру свободы от покорения татарам, и ему пришлось разделить общую участь русской земли. В 1243 году он предпринял путешествие в орду, Батый сам потребовал приезда его на поклон. Летопись объясняет причину вызова в том, что имя князя Александра было весьма популярно на Руси, и Батый поставил условие: «Аще мыслиши соблюсти землю твою невредиму, то потщися немедленно прийти до мене».

     Нелегко было «непобедимому витязю» поклониться «богомерзкому псу» Батыю. Княжеский венец становился поистине тяжел. Однако выбирать не приходилось: или отправится в орду, или навлечь на княжество и всю русскую землю новое татарское нашествие.

     Летопись отмечает полное достоинства поведение князя Александра в орде. Он наотрез отказался выполнить татарские обряды поклонения кусту и теням умерших ханов: «я христианин, и мне не подобает кланяться твари», и вел себя настолько разумно и достойно, что даже нарушением этих обычаев не вызвал ханского гнева.

     После кончины в 1246 году великого князя Ярослава Всеволодовича, а затем и великого князя Святослава Ярославича и не удачного княжения Андрея Ярославича, Александр становится великим князем.

     Ставши великим князем, святой Александр самые живые заботы обратил на уврачевание тех ран, которые были нанесены русской земле татарским погромом. Он не щадил средств на выкуп пленных, вместе с митрополитом Кириллом выхлопотал у хана разрешение на учреждение в роде православной Сарайской епархии, восстанавливал разрушенные храмы, устраивал разоренные города.

     Тяжкие невзгоды родной земли рано свели князя в могилу. Путешествие в орду всегда было для него крайне тяжелым. После первой поездки князь долго болел в Новгороде, а последняя привела его к смертному одру. Заболев еще в орде, на обратном пути в Городце, на Волге, он почил 14 ноября 1263 года, на 45-м году жизни, приняв перед кончиною схиму с именем Алексия.

     Кончина великого князя тяжким ударом поразила русскую землю. Владимирский владыка в поэтическом образе так оповестил о ней народу: «зайде солнце земли Суждальския!». Русская земля поняла, что лишилась великого своего печальника, особенно дорогого в тяжелые дни невзгоды.

     Погребение было совершено во Владимире, в церкви Рождественского монастыря, 23 ноября.

     Великий князь-богатырь сошел в могилу в ореоле народных симпатий. Летописцы, для описания его образа, выдвигают целый сонм самых славных в истории имен: по красоте он Иосиф Прекрасный, по силе Сампсон, по уму Соломон… Голос его звучал как труба. Милость его не знала меры. Еще новгородцы называли его благоговейно «наш князь» и говорили: «Князь наш без греха». Его видом и поведением пленены были и многие чужеземцы, и даже хан Батый.

     Душою он был не менее прекрасен, чем внешним видом. Всегда был близок к несчастьям бедного люда, внимательно следил, чтобы близкие к нему лица своими действиями не вызывали неудовольства народа.  Он наставлял: «от Бога получили мы власть над людьми Божиими, и в страшный день суда Божия должны будем дать ответ… Вершите суд в страхе Божием, помня день праведного суда. …будьте одинаковы в отношении к богатому и к бедному, при наложении наказания не будьте жестоки… Ничего не предпринимайте под влиянием гнева…»

     Исторические заслуги святого благоверного великого князя Александра Невского достаточно видны были и его современникам. История, рассматривающая действительные явления в перспективе возможностей и вероятностей, дает им только более ясное освещение. Святому благоверному князю Александру Невскому русская земля обязяна двойным спасением. С одной стороны – от натиска германского племени, с другой стороны – только благодаря великому князю Александру Ярославичу наша земля не погибла при нашествии татар.

     Погребение великого князя Александра Невского было ознаменовано чудом: разогнулась рука усопшего и приняла разрешительтную грамоту. И он сошел в могилу живым для потомства, как небесный предстатель и молитвенник за русскую землю. Всегда местно чтимый, он был признан святым для всей русской Церкви на соборе 1547 года.

     Первая русская поеда над татарами князя Димитрия Ивановича Донского в 1380 году была чудесной нитью связана с  небесной помощью великого князя Александра Ярославича. Все последующие победы так же нераздельно связаны с его небесным покровительством.

     Когда русская земля, свергнув татарское иго, покорила своих поработителей, пришедших с юго-востока, и столкнулась с врагами, когда-то угрожавшими ей с северо-запада, в титанической борьбе двух северных монархов, царя Петра и короля Карла XII, - подобный святому Александру Невскому царственный богатырь, родившийся в один день с ним, 30 мая, Петр Великий, как только укрепился на берегах Невы, положил основать в новом царствующем граде монастырь во славу Святой Троицы и святого благоверного великого князя Александра Невского. В день заключения славного для России мира со Швецией, 30 августа, были перенесены в 1724 году в Петербург святые мощи великого князя, и он лег на берегу ему знакомой Невы, как неусыпный страж родной земли от вражеского нашествия.

     Память святого благоверного великого князя Александра Невского призывает всех русских людей к самоотверженному служению родной земле в нерушимом согласии, при котором только и может успешно строиться великое государственное дело.


Назад к списку