Новости
- Великий пост: Путь к Пасхе
- 03 Март 2014
- Не быть чужим
- 17 Февраль 2014
Объявления
- Опубликован новый сайт нашего прихода
- 07 Февраль 2014
- Приглашаются все желающие на занятия по Катехизису
- 26 Январь 2014
Пасха. Простые вопросы.
На Пасху – на кладбище?
Правда ли, что на Пасху обязательно нужно съездить на кладбище?
Нет, неправда. Вернее, съездить-то можно, конечно. Но такая поездка не будет иметь ровным счетом никакого отношения к традициям Православной Церкви. Обычай посещать кладбище на Пасху, хотя и существовал в некоторых своих чертах гораздо раньше, в основном сложился все-таки в советский период истории нашей страны, когда атеистическое государство очень жестко контролировало посещение гражданами храмов и применяло серьезные санкции к тем, кто все-таки не боялся исповедовать свою веру таким образом. За участие в Пасхальном богослужении или просто за освящение пасхального кулича и яиц человек запросто мог получить выговор на службе, лишиться очереди на квартиру, потерять должность. Поэтому вместо храма люди стали в день Пасхи посещать могилы своих родных, тем более что традиционно в России кладбище было расположено неподалеку от церкви. Это было, своего рода религиозное диссидентство, когда верующий человек, лишенный возможности посещать храм, все же отмечал, как мог, отнятый у него церковный праздник. Этот вариант празднования Пасхи государство тоже не одобряло, но и не преследовало, относя его к народным обычаям.
К сожалению, в отрыве от церковной традиции такое поминовение своих усопших близких довольно быстро выродилось в банальные пьянки на их могилах, особенно в сельской местности.
В конце восьмидесятых годов прошлого века государственное преследование Церкви в Советском Союзе фактически прекратилось. Ходить на Пасху в храм теперь можно было без всяких опасений. Но обычай поминать близких на кладбище действительно стал народным, и люди по-прежнему продолжали в пасхальный день ходить мимо храма на родные могилки. Этот советский разлом в народном религиозном сознании не залечен и по сей день.
С точки зрения православной традиции, посещать кладбища на Пасху не следует. Христово Воскресение — это торжество жизни над смертью, свидетельство того, что у Бога — все живы. Пасха — день радости, а не скорби. Поэтому в течение всей пасхальной седмицы в храмах не проводятся заупокойные службы и панихиды. Поминать усопших и посещать кладбища нужно на девятый день после Пасхи — в Радоницу. Именно вторник следующей после Светлой седмицы недели является в Церкви особым днем поминовения усопших.
Что такое Чистый четверг и что нужно в этот день делать? Обязательно мыться и проводить уборку в доме?
Такое понимание Чистого четверга — печальный плод атеистических десятилетий советской власти в России, имеющий ту же природу, что и посещение кладбищ на Пасху. В народе сохранилась и передавалась из поколения в поколение память о христианской традиции — названия праздников, постов, памятных дней годового богослужебного круга. Но подлинный смысл этих названий для большинства людей был утерян. Евангелие читать было нельзя, в храм ходить запрещалось, священников было совсем мало и общаться с ними можно было только рискуя карьерой, а в иные времена — и свободой. В таких условиях сохранившиеся христианские названия в народном сознании стали наполняться содержанием, подчас совершенно чуждым христианству. Именно такая трансформация произошла с названием «Чистый четверг». С чем здесь может ассоциироваться слово «чистый» у людей, не знающих контекста Евангельских событий? Конечно же, с некими гигиеническими мероприятиями — уборкой жилища, чисткой мебели от пыли, мытьем
в бане.
А ведь в Церкви этот день также называется и Великим четвергом, и Страстным четвергом. И особым образом он выделяется прежде всего потому, что именно тогда, в четверг накануне своих Крестных Страданий, на Тайной Вечере Иисус Христос установил главное таинство Церкви — Евхаристию. Поэтому самым правильным для верующего человека будет причаститься в этот день Святых Христовых Тайн.
Чистым же этот четверг называется, потому что на Тайной Вечере Христос умыл ноги Своим ученикам, давая им пример истинного смирения. В память об этом событии в кафедральных соборах и в некоторых монастырях Великим четвергом совершается особый чин умовения ног, когда архиерей омывает ноги двенадцати священникам.
Но смысл этого чина, конечно же, не в соблюдении чистоты ног, а в напоминании о нелицеприятном служении ближним в духе Евангельской любви. Также по византийской традиции в Великий четверг совершается омовение престола, напоминающее о подготовке Петром и Иоанном сионской горницы к Тайной вечере. Возможно, этот церковный чин и стал прообразом для народного обычая «чисточетверговой уборки» в жилище.
Конечно, и мыться, и наводить порядок в доме — дело хорошее и нужное. Но заниматься этим следует регулярно, а не один раз в году. В Чистый четверг же нужно прежде всего позаботиться об очищении своей души через Таинство покаяния, чтобы приступить к Святым Христовым Тайнам, исполняя заповедь Спасителя, которая впервые прозвучала именно в этот день: Примите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов.
(журнал "Фома", апрель 2012г.)
Назад к списку